Еще один проект, основной темой которого является... | Nefarious

Еще один проект, основной темой которого является взгляд на типичное героическое приключение со стороны злодея, в роли которого игроку и предлагается выступать. Однако если, скажем, Dungeon Keeper предлагал эту схему в декорациях фэнтезийного приключения в подземелье, а Evil Genius пародировал бондиану, то тут у нас имеется платформер и мир, живущий по законам Марио, Соника и прочей классики жанра.

Итак, наш персонаж - злодей Кроу, который очень гордится своим происхождением из потомственного рода злодеев. Он очень серьезно подходит к своим злодейским обязанностям: строительству гигантских роботов, похищению принцесс, сражению с героями и, конечно же, попыткам захватить мир! Однако, в один прекрасный день, когда он как обычно похитил принцессу Мэйэпл (явная отсылка к принцессе Пич), всегда останавливающий его до этого герой Мак просто взял... и отказался спасать принцессу. Он заявил, что Кроу не представляет реальной угрозы, эти спасения принцессы превратились в какую-то рутину, а Мэйэпл вообще чувствует себя в крепости Кроу как у себя дома и явно не испытывает особого дискомфорта по поводу своих похищений - так что Мак лучше займется чем-то полезным и разберется с настоящими преступниками, нежели будет участвовать в бессмысленном ритуале. И вот так злодей и принцесса остались без героя... Уязвленный до глубины души Кроу решает, раз уж такое дело, отправиться в другие королевства: похитить тамошних принцесс и одолеть тамошних героев.

Вот такая вот завязка. Гемплейно игра представляет из себя большей частью достаточно стандартную аркаду-платформер, сложную, но в умеренной степени. Однако, все же, есть некоторые необычные элементы, в основном вращающиеся вокруг двух моментов: а) того, что мы играем за злодея, а значит почти все битвы с боссом будут проходить в классической расстановке... только вот в роли босса будем выступать мы (то есть, на сей раз, это мы будем пилотировать гигантского робота или лазер смерти, в то время как противник будет пытаться разломать наш агрегат), а также б) Кроу все-таки путешествует между королевствами, а для здешнего мира это равносильно перескакиванию в чужие игры, из-за чего порой возникают вставки иных жанров, непривычных для нашего главзлодея (к примеру, с азиатской партией героев придется разбираться в пошаговой баталии a-la Final Fantasy). В целом, на самом деле, во время прохождения у меня не возникало ощущения однообразия игрового процесса - игра не то, чтобы постоянно переворачивала геймплей с ног на голову, но все же делала это достаточно часто. Причем, как уже можно было заметить по примерам выше, это зачастую обосновывалось сюжетно - ну или персонажи просто не упускали возможности подметить игровые моменты, кажущиеся им занимательными. Как такового пробивания четвертой стены в Nefarious, в общем-то, нет, однако сам Кроу, его приспешники, другие злодеи, похищаемые принцессы и защищающие их герои - почти все они всячески применяют свою, так сказать, жанровую подкованность, демонстрируя обширные знания канонов и штампов. И, в отличие от некоторых представителей подобных пародий, здесь это, так сказать, подсвечивание не надоедает. Здесь вообще мало что успевает надоесть, еще раз подмечу.

И все же большая часть обаяния сего творения держится на персонажах и сюжете - который, повторюсь, порой весьма тесно переплетен с игровым процессом, но это не единственное его достоинство. Конечно, идея рассказать историю от лица злодея не нова. Ну а тему "что будет со злодеем, если останавливающий его герой самоустранится" мы уже наблюдали, к примеру, в том же "Мегамозге" - но вот тут, кстати, эта мысль развита несколько иначе и с иными акцентами. Кроу, конечно, обожает разглагольствовать о том, какой он злобный злодей, читать пафосные речи о захвате мира, а также сеять хаос и разрушение... но, в то же время, он может быть весьма дружелюбен, миньоны и роботы обожают его за хорошее с ними обращение, а принцессы в большинстве своем воспринимают свои похищения как мелкое неудобство (а иногда - и как удачное стечение обстоятельств). В случае с Мэйэпл их динамика вообще полна отсылок к взаимоотношениям Пич и Баузера - с игрой в теннис, совместными походами в картинг и фактически положением Кроу, как "друга семьи", который периодически похищает принцессу по долгу злодейской роли. Вот только загвоздка в том, что Кроу никогда раньше не был так близок к фактической победе - ведь герой по канонам жанра всегда останавливает злодея... И вот теперь, когда статус кво полетело к чертям, у Кроу может появиться причина всерьез задуматься - а насколько далеко он реально хочет зайти, учитывая, что завоевать мир может быть не так уж и невозможно? Во множестве историй есть злодеи, которые никогда не добиваются успеха, динамика их взаимоотношений с героями начинает напоминать дружескую, а противостояние становится скорее забавным, нежели угрожающим. Таким персонажам аудитория нередко начинает сопереживать, и даже болеть за них... Вот только все же они остаются злодеями, и, когда у них появляется реальный шанс на победу, они начинают казаться далеко не такими забавными. Поначалу это может не бросаться в глаза, но, с развитием сюжета, это становится одной из основных тем Nefarious.

Как можно понять из вышесказанного, здесь есть некоторая доля драмы, моменты со сменой настроя на более серьезный и попросту случаи, когда сердце кровью обливается, но, все же, в первую очередь перед нами задорная комедийная пародия. Кроу откровенно наслаждается своими стереотипно-злодейскими выходками, да и остальные персонажи не отстают, обычно воспринимая все как веселое приключение. В истории предостаточно ярких действующих лиц и забавных ситуаций, в которые они попадают - шутки, в целом, достаточно хороши и порой весьма остроумны, атмосфера завлекает и наблюдать за этим сборищем злодеев, принцесс и героев откровенно весело.

Еще у этой игры совершенно шикарный саундтрек. Он, надо заметить, достаточно разнообразен - злодею предстоит посетить весьма различные по своей стилистике королевства, плюс, как я уже подмечал, игра порой довольно резко меняет свой настрой... В большинстве случаев, музыка весьма приятная, уместная и задающая настроение, к тому же мелодия порой может сама по себе быть отсылкой к жанровой классике. Единственное, следует подметить, что некоторые отдельные композиции хоть и хороши, но ужасно приставучи. После визита в псевдояпонское королевство Сукочи вы, вероятно, еще долго не сможете выкинуть из головы это "Амефутте... амефутте... чикатамаааарууууу!".

Переходя к недостаткам, самым основным в этой игре я бы назвал управление. В общем-то, сейчас уже всем прекрасно известно, что в хорошем платформере сложность должна создаваться за счет дизайна уровней и врагов, а не за счет того, что игрок не может толком контролировать своего персонажа. Последнее считается чем-то вроде моветона и создает ощущение издевательства над игроком, а не попытки создать некий челлендж. В данном конкретном случае управление... скажем так, не то, чтобы совсем ужасное, но далеко не идеальное. Грацией наш злодей явно не отличается, в то время как от нас зачастую требуется именно удивительно точное исполнение очередного прыжка. Справедливости ради, обычно вся хитровывернутая акробатика нужна для достижения особо вкусной добычи, запрятанной в каком-нибудь дальнем уголке, в то время как для прохождения самого уровня таких ухищрения, как правило, не требуется. И все же, некоторое ощущение несправедливости во время борьбы со здешним управление наблюдается. Помимо же управления... Ну, визуальный стиль Nefarious у кого-то может вызвать восторг, а кому-то совсем не понравиться - такие вещи обычно воспринимаются предельно субъективно. Собственно, пожалуй, к той же расхваливаемой мною музыке это также относится. Игра, в добавок ко всему, не очень продолжительна, но я бы не стал относить это к явным недостаткам, поскольку, как подмечалось выше, здесь, в целом, нет ощущения скудности контента. Хотя некоторые маячащие на горизонте темы все же не раскрыли так, как могли бы.