«Я бью женщин и детей... | Tomb Raider

«Я бью женщин и детей!..» (с)

Песенку с примерно таким текстом наверняка слушали разработчики, режиссируя очередную сцену падения, ударов, а то и довольно жуткой смерти главной героини, хе-хе! Ну, да ладно, сложно упрекнуть разработчиков в жестокости по отношению к милой Ларочке, которую игрок, как сами девелоперы отмечали, хочет пожалеть. Кому ж не понравится её новая юная, симпатичная мордашка, которую хочется лично спасти из самого днища натурального ада, не так ли?

Это путешествие Лары Крофт, конечно, далеко не первое, однако в рамках серии игра образца 2013-го года является довольно заметным перезапуском. И дело касается не только самой главной героини, которая ныне похожа на довольно типичную молодую девушку нашего времени – худенькая, невысокая, с не слишком выделяющимися формами и хорошеньким личиком. Дело – в режиссуре. Головоломки и дикие ракурсы камеры почти ушли в прошлое. Теперь на экране творится голливудский боевик, вдохновлённый серией Uncharted (которая в своё время вдохновлялась Tomb Raider’ом) – погони, разверзнувшаяся под ногами земля, перестрелки с гибелью едва ли не тысячи человек – всё, как мы любим! Однако в отличие от трилогии о Натане Дрейке (замечательный и довольно суровый квадриквел вышел позже этой игры), приключения Лары вместо ироничной комедии предлагают жестокий survival.

Действия игры разворачиваются на острове Яматай около Японии в почти открытом мире – «почти», так как карта ощутимо делится на определённые зоны, которые, тем не менее, связаны друг с другом без загрузок. По определённым обстоятельствам Лара оказывается отрезанной от своих товарищей и вынуждена выживать и преодолевать, дабы до них добраться. По ходу пьесы Лара посетит не только дождливый и хмурый лес острова, но и заглянет в поселения, богатые на интересные находки; пройдётся по чрезвычайно красивым горам; прокатится на фуникулёре, большем похожем на разваливающийся под ногами плот; пробежится по древним загадочным пещерам и, конечно, разворошит не одну гробницу. Посмотреть тут есть на что, помимо самой Лары: художники не зря свой хлеб съели.

Игровой процесс представляет собой боевик от третьего лица. От Лары чаще всего требуется стрелять во всё, что движется. Стрельба связывает меж собой интересные как с точки зрения сюжета, так и для простых исследований места. Так как мир условно открытый, в прежние точки вы сможете вернуться как на своих двоих, так и посредством быстрого перемещения. Оно осуществляется через костры в лагерях. Вот только далеко не все из них приспособлены для телепортации, так что чаще всего вам придётся самостоятельно тащиться через всю карту, если вы хотите осилить игру на 100 %.

Хотя, стоит признать, обыскивать местные гробницы действительно хочется. Конечно, только парочка из них попадётся вам по сюжету (название с английского переводится как «Расхитительница гробниц», оказывается…), а остальные вообще не обязательны для посещения, однако только там вашим извилинам предлагают хоть какую-то разминку. Конечно, головоломки эти вы решите за пять минут, впрочем, они неплохо разбавляют спинномозговую, лишённую всякой тактики стрельбу. Задачи часто сводятся к нахождению решения, связанного с неплохо реализованными законами физики: например, с помощью эффекта «домино» толкнуть какую-то бочку в верном направлении, чтобы посредством нехитрого механизма подбросить саму себя к самому потолку, где и спрятан неизвестно каким образом доставленный туда сундук с сокровищами.

В перерывах между стрельбой и лазанием по гробницам потребуется вытаскивать из каждой помойки ценные материалы, с помощью которых из винтовки Мосина можно на коленке собрать себе «Калашников». Это не шутка! Лара Крофт – живой 3D-принтер, могущий из костей Бэмби собрать убер-лук. Как стало модно где-то после Far Cry 3 – почти каждую несчастную зверюшку можно пристрелить и с особым цинизмом выпотрошить.

Кроме того, Tomb Raider не сразу подпускает игрока к самым сокровенным местам. Во многие локации не удастся забраться без специального снаряжения. Чаще всего вам потребуется использовать ледоруб и, как заправскому ассасину, скакать по отвесным скалам, покрытым не растаявшим ещё льдом. Чем дальше двигается Лара по сюжету, тем больше примочек девушка сможет таскать с собой. Вообще все эти «условности» вроде заботливо расставленных красных бочек – это ещё ягодки, цветочки – регенерация главной героини похлеще какого-нибудь Геральта. Ранее разработчики планировали ввести полноценную систему травм: поранили грудную клетку – извольте почти не прыгать, получили стрелу в колено – даже не думайте сбежать от волков. Но всё это было вырезано в угоду динамике. И в движении игра воспринимается круто, но как только начинаешь задумываться, как тут всё устроено, эта магия игры несколько разрушается.

Многие игроки винят в этом сценарий. Да, поначалу Лара ревёт горькими слезами по убитому оленю, которому ей приходится вспороть брюхо. А потом она доходит до вполне логичной истерики, убив первого человека, но проходит двадцать минут, и… Лучше не вставать на пути этой девушки! Сценарий писала небезызвестная Рианна Пратчетт, однако позволю себе не занимать позицию обвинителя писательницы во всех смертных грехах. Её сценарий, конечно, трещит по швам, а концовка в духе «я обязательно продолжу свои приключения» после всего того ужаса, что Ларе пришлось пережить, - вызывает лишь приступ неконтролируемого хохота. Но в сюжете Tomb Raider хотя бы нет бьющей прямо по зубам прямолинейности: Лара не является слишком уж бессмысленным и пустым персонажем, она всё-таки имеет голову на плечах и пытается делать разумные выводы (кроме финала, да). За неё хочется сопереживать, и вообще она получилась довольно интересной как человек.

В отличие от её товарищей. Вот эти клоуны, конечно, являются представителями всех возможных штампов. Игроку на них всех строго перпендикулярно, и вот как раз наличие этих персонажей куда более серьёзная проблема, чем то, что Лара через несколько минут слёзок выпускает кишки сотне людей. Можно, конечно, сказать, что Рианна должна была знать, о чём пишет, но судя по интервью разработчиков, Tomb Raider изначально и должна была быть симулятором выживания. Но на более поздних этапах разработки игру решили накренить в сторону динамичного боевика, а сценарий уже не трогали. Впрочем, истина где-то рядом.

Но кто играл в своё время в предыдущие Tomb Raider строго ради сюжета?! Да ради приключений же! И в этом плане игра 2013-го года предлагает отличное путешествие, которое наполнено адреналином до самого финала. Конечно, мастеров из Naughty Dog студия Crystal Dynamics вряд ли переплюнула, но зато подарила одно из самых насыщенных динамичными эпизодами приключение в видеоиграх. Захватывающая беготня из рушащихся прямо на глазах пещер, кровавые перестрелки с брутальными добиваниями, динамичные QTE-сцены, - то, что требуется от жанра.

Но наиболее сильным эффектом погружения в этот апокалипсис является озвучка героини. И английская, и русскоязычная Лары передают каждый пропущенный удар, каждую стычку, каждую высказанную девушкой мысль чрезвычайно реалистично. Охи и вздохи не звучат ни у той, ни у другой актрисы как жалкая пародия: когда Лара вскрикивает, игрок реально верит, что ей очень больно, и только сильнее вцепляется в мышь или геймпад, чтобы преодолеть очередную засаду супостатов. Возможно, что озвучка мисс Крофт является образцово-показательной для нашей индустрии локализаций, за что низкий поклон Полине Щербаковой, озвучившей многострадальную Ларочку.

В общем, Tomb Raider (2013) – это реально добротное приключение с относительно небольшими недостатками и с крутой постановкой, густой атмосферой выживания и чудесной главной героиней. Рекомендуется к ознакомлению любителям приключенческого жанра. Только от сюжета многого не ждите всё-таки – он слабо связан с происходящим на экране. Наслаждайтесь лучше наполненным адреналином добротным боевиком, который здесь действительно удался.

Подписывайтесь!